Поиск дешевых авиабилетов
Поиск выгодных отелей
Заказать звонок консультанта

ООО «ТРАНС СЕРВИС»

Особенности усторойства железнодорожных путей

За время существования в России железнодорожного транспорта он превратился в ведущее звено транспортной системы страны. По железной дороге осуществляется 78 % от общего количества перевозок грузовых и пассажирских перевозок. Перевозки грузов и людей, осуществляемые автомобильным транспортом, значительно проигрывают железнодорожному сообщению по многим параметрам.

В первую очередь перевозки железнодорожным транспортом осуществляются значительно быстрее, чем при использовании для этой цели автотранспорта. Если автомобильные перевозки во многом зависят от климатических условий, да и в ночное время автомобильные трассы заметно пустеют. По железным дорогам поезда движутся круглые сутки, вне зависимости от погоды.

Хотя строительство железнодорожных путей и поддержание их работоспособности требует солидных вложений, но в процессе эксплуатации эти расходы окупаются. Себестоимость перевозок по железной дороге значительно ниже, чем при использовании автомобильного транспорта.

Основные составляющие железнодорожных путей

Люди, незнакомые с устройством железнодорожных путей, представляют их как рельсы, закрепленные на шпалах, уложенных на землю. Однако не все так просто, как это некоторым кажется. Поскольку от состояния железнодорожных путей зависит безопасность движения по ним поездов, в их состав входит целый комплекс инженерных сооружений, обеспечивающих возможность безопасной эксплуатации железнодорожного полотна.

Железнодорожный путь выполнен из двух частей, плотно связанных друг с другом. Их разделяют на нижнее и верхнее строение. В нижнюю часть пути входит земляное полотно, а также искусственные сооружения в виде мостов, тоннелей, стен, подпирающих прилегающий к полотну грунт.

Все составляющие железнодорожных путей, находящиеся поверх земляного полотна, относят к верхнему строению пути. В эту часть железнодорожного полотна входят:

  • слой балласта (щебень или гравий);
  • шпалы и брусья;
  • рельсы и рельсовые крепления;
  • стрелочные переводы;
  • глухие пересечения путей.

При укладке железнодорожного полотна рельсы скрепляются со шпалами, образуя путевую решетку. Укладка путевых решеток выполняется специальными устройствами - путеукладчиками, с помощью которых шпалы погружаются в слой балласта.

Расстояние между шпалами и толщина балластного слоя рассчитываются таким образом, чтобы железнодорожное полотно могло выдерживать определённую нагрузку. При этом его осадка, возникающая при воздействии нагрузки (движении состава), после его прохода должна исчезать.

Рельсовая колея и стрелочные переводы

Ширина железнодорожной колеи в России выполняется размером 1520 мм, связанным с конструкцией колесных пар поездов и других единиц подвижного состава. Эта величина измеряется внутри колеи между головками рельс и имеет допуски в сторону уширения 8-10 мм, в зависимости от максимальной скорости движения, разрешенной на участке.

Допуск в меньшую сторону возможен не более 4 мм, вне зависимости от скорости движения. Стыки между рельсами должны быть расположены напротив друг друга. Это делается для получения возможности механизированной замены путевых решеток.

Для обеспечения возможности маневровой работы на станциях, что связано с необходимостью перемещения составов на соседний путь, используют стрелочные переводы. Их изготовляют одиночными, двойными и перекрестными, выбирая необходимую конструкцию в зависимости от условий работы на станции.

В самую простую, одиночную стрелку, включены два рамных рельса и два остряка, с помощью которых состав направляется на необходимый путь. Перевод стрелки осуществляется либо автоматическим переводным механизмом, либо ручным способом.

Это лишь часть конструкций, используемых при строительстве железнодорожных путей. Каждая из них выполняет собственную функцию, делая движение поездов безопасным, обеспечивая сохранность грузов и комфорт пассажиров.