Поиск дешевых авиабилетов
Поиск выгодных отелей
Заказать звонок консультанта

ООО «ТРАНС СЕРВИС»

Обзор рынка железнодорожных перевозок России

/articles-analytics/railway-market Обзор рынка железнодорожных перевозок России Рейтинги операторов подвижного состава, работающих на РЖД. Динамика объема грузоперевозок. Тенденции изменения количества груза по направлениям.

В Российской Федерации 45% грузопотоков приходится на железную дорогу. Если же вычесть из общих объемов перемещения грузов трубопроводы (нефтяные и газовые), то на железнодорожные перевозки приходится 87% объема грузоперевозок. Несмотря на общие неблагоприятные факторы, сдерживающие экономический рост, объем услуг РЖД демонстрирует положительные тенденции.

Операторы подвижного состава

Если говорить о количестве вагонов, в первую пятерку операторов входят:

  • АО «Федеральная грузовая компания»;

  • АО «Первая грузовая компания»;

  • «Globaltrans Investment plc»;

  • АО «Нефтетранссервис;

  • ООО «Трансоил».

Первые две компании владеют более чем 300 тысячами вагонов, на остальные три приходится чуть более 150 тысяч вагонов.

По количеству перевезенного груза лидирует компания UCL Rail с 16% рынка грузоперевозок. В целом первая пятерка выглядит так:

  • UCL rail (16%);

  • АО «Федеральная грузовая компания» (11%);

  • АО «Нефтетрассервис» (6%);

  • «Globaltrans Investment plc» (5%);

  • ООО «Трансоил» (3%).

Динамика объема грузоперевозок РЖД

Хотя последние годы объемы перевозок РЖД, они пока не смогли вернуться на докризисный уровень 2013 года. В 2013 году по железной дороге было перевезено 731,2 миллиона тонн грузов, то в 2016 этот показатель составил 708,6 миллионов тонн.

Положительная динамика последних лет позволяет надеяться на то, что уже в этом году РЖД восстановит прежние показатели. По итогам первого полугодия рост составил 3,6% в сравнении в 2016 годом и эксперты предполагают сохранение позитивной тенденции до конца года.

Особенно бурно растут перевозки угля, которые уже почти на 10% превысили объемы прошлогодний уровень. В общем объеме грузов уголь занимает 28,5% (27% в 2016 году), он вносит серьезный вклад в процесс роста глобальных показателей РЖД. Такие изменения вызваны растущим спросом на экспортный российский уголь в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Например, Китай увеличил импорт угля на 30% только в первом полугодии 2017 года. Несмотря на развитие альтернативной энергетики, аналитики прогнозируют рост потребления угля в ближайшие 20 лет, что дает повод для оптимизма российским угледобытчикам и перевозикам.

Помимо угля, драйверами роста выступили химические и минеральные удобрения, грузы в контейнерах, зерно и продукты перемола.

В связи с открытием ряда новых трубопроводов, в последующие годы по железной дороге будет перевезено меньше нефтепродуктов.

Динамика перевозок по направлениям

Грузоперевозки делятся на внутренние и внешние. Последние, в свою очередь, делятся на сухопутные переходы и порты.

Если в 2016 году было отмечено незначительное (0,3%) снижение внутренних перевозок, то сегодня динамика изменилась. За первое полугодие внутренние перевозки «подросли» почти на 1%.

Продолжается прошлогодняя тенденция снижения перевозки импортных и экспортных грузов через сухопутные пограничные переходы и увеличения грузопотоков через порты. Это особенно касается каменного угля и нефти, которые занимают большую долю экспорта.